Виктор Рычков: Коми-Пермяцкий национальный ансамбль песни и пляски: страницы истории (1939-1959 гг.)

Posted: 2013/09/26 in Uncategorized
Метки: , ,

ш

Образование Коми-Пермяцкого национального округа в феврале 1925 года послужило импульсом для ускоренного социально-экономического и национально-культурного развития территории. Это подтверждают исследования, посвящённые начальному периоду национально-государственного строительства в округе. Вместе с тем, изучая архивные источники, необходимо отметить, что некоторые направления культурного строительства в округе того периода изучены весьма слабо. К примеру, «белым пятном» остаётся история профессионального коллектива коми-пермяцкого национального ансамбля песни и пляски. Материалы архивного фонда позволяют полностью восполнить эту нишу. Решение о создании ансамбля принимали органы власти Пермской области (она выделилась из состава Свердловской области в 1938 году) и Коми-Пермяцкого национального округа. Президиум Коми-Пермяцкого окружного исполнительного комитета 3 ноября 1939 года Постановлением №2831 «Об организации Коми-Пермяцкого ансамбля песни и пляски» создаёт правовые и организационные основы для его открытия. Учитывая, что приказом директора Пермской филармонии от 25 октября 1939 года №165 был сформирован начальный состав ансамбля, Президиум окрисполкома обязывает всех руководителей «беспрепятственно освободить с работы лиц, принятых в ансамбль», председателю горсовета предписывает «обеспечить жилой площадью исполнителей ансамбля…, а также подготовить не менее 5 комнат (квартир) для руководящего состава ансамбля», а председателям райисполкомов и сельсоветов предлагает «оказывать в подборе людей и работе ансамбля всемерное содействие и помощь». При этом первому руководителю Щербининой предлагалось дальнейшее доукомплектование ансамбля проводить тщательно, подбирая лучшие таланты коми-пермяцкого народа [1]. Организационно-правовые вопросы деятельности вновь созданного учреждения были закреплены в Уставе. В соответствии со статьёй 1 «Коми-Пермяцкий национальный ансамбль песни и пляски состоит в ведении областного отдела по делам искусств, действует в качестве самостоятельного юридического лица на началах хозяйственного расчёта…». [2]. Вновь образованный творческий коллектив был размещён на базе Коми-Пермяцкого драматического театра. Численный состав за время существования ансамбля был разным. Так в военном 1945 году в штате состояло 20 человек, из них 15 женщин и 5 мужчин. Четыре артиста не достигли возраста 17 лет. (Л.46) В штатном расписании на 1952 год значится уже 32 человека, в том числе художественно-музыкальный персонал – 23 человека: солисты-вокалисты – 2, артисты хора – 13, танцевальная группа – 6 и баянисты – 2 человека. В дальнейшем количественный состав ансамбля существенных изменений не претерпел. В 1956-1957 годах в ансамбле значится 30 человек, из них 26 человек – в творческом составе. Сохранились данные по стажу работы в этот период: до одного года – 10 человек, до трёх лет – 6 человек, свыше 5 лет – 10 человек. По национальности в составе творческого коллектива было 20 русских и 6 коми-пермяков, по партийной принадлежности – 7 членов ВЛКСМ и 1 член КПСС. Среди участников ансамбля не было специалистов со специальным музыкальным образованием, лишь 3 человека имели среднее образование, остальные имели образование 7-8 классов [3].

С момента образования руководителям потребовалось много сил и времени потратить на работу с коллективом. Катастрофически не хватало кадров. В отчетах за первые годы его существования отмечено, что отсутствие постановщика голоса и балетмейстера отражается на качестве выпускаемых концертов. Хормейстер Бурдина А.Н. …является пианистом, композитором и педагогом по музграмоте. Так, даже в 1944 году параллельно с творческим процессом по подготовке концертных программ в целях повышения квалификации артистов проводилась учебная работа по музыкальной грамоте, пластике, технике речи. За 2,5 месяца проведено 60 учебных часов при 100% посещаемости. В марте 1944 года коллектив ездил в Молотов, в творческую командировку… Удалось просмотреть ряд оперных и балетных спектаклей Ленинградского оперного театра имени Кирова и музкомедии, прослушать ряд лекций. Большим отрадным моментом в работе ансамбля был приезд балерины Петровой из Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова… Её месячная работа сдвинула с мёртвой точки всю работу по массовым танцам и пляскам [4]. Коллектив трудился с высоким напряжением сил. Например, в том же 1944 году было выпущено 7 новых концертов: два специальных концерта с национальной программой, два тематических концерта, по одному концерту русской народной песни и пляски, украинской песни и пляски и детский концерт. Кроме того, совместно с городским театром была подготовлена пьеса «В степях Украины». Удивительным в деятельности коллектива было то, что на протяжении творческой деятельности в репертуар включались классические произведения. Так, в 1945 году артисты работали над концертом, посвященным русскому композитору П.И.Чайковскому, вели подготовку двух картин «Евгения Онегина».

В 1948 году выпущено 5 новых программ. И в этот год в репертуаре концерты с национальной программой, монтаж «Дружба народов СССР», концерты, посвященные советским композиторам и композиторам русской классики. При этом ансамблю катастрофически не хватало музыкального материала. Уже за 1949 год в отчётах отмечено «Программа … строится буквально из случайного материала, вынуждены соблюдать только то, чтобы произведение было идеологически выверенным и музыкально интересным… Программы детской нет из-за отсутствия музыкальной литературы. Вынуждены из программ для взрослых делать выборку для детского зрителя… Нет постановщика танцев… Форма исполнения почти статична… Иногда выбранные и приготовленные произведения в эксплуатацию не выпускаются по причине музыкального сопровождения баяниста…, который в силу отсутствия специального музыкального образования (самоучка) и плохого зрения (альбинос) не справлялся с сопровождением, как, например, «Свадьба-фантазия» Даргомыжского, ария «Снегурочки» «С подружками по ягоды ходить» Римского-Корсакова, ария Мельника из оперы «Русалка» Даргомыжского» Но у него имеются и удачи… Он справился прилично с аккомпанементом «Клевета» Россини, «Попутная» Глинки [5]. И через десять лет после образования ансамбль продолжал арендовать помещения у драматического театра, где он находился только в период подготовки новой программы. Всё остальное время находился на выездах и гастролях. Своей рабочей комнаты ансамбль не имел за весь период своего существования. «Бывает, когда помещение театра полностью занято мероприятиями…, для ансамбля остаётся угол в фойе с температурой 6-8 градусов тепла зимой. При таких условиях ансамбль вынужден пользоваться услугами «доброй тёти» – хормейстера З.Е.Буйских, которая ютит у себя в квартире в 11 квадратных метров весь ансамбль, проводит занятия у себя на дому, где лежит парализованная мать, терпя всевозможные жалобы от окружающих её людей по квартире… По той же причине нет и негде ставить станок для тренажа танцевальной группе, вынуждены заниматься около стульев и скамеек в фойе театра» [6]. На протяжении многих лет помимо творческой работы над репертуаром артисты слушали еженедельные политинформации по газетным материалам, для них был организован ежемесячный политический кружок. «Для повышения политического уровня в сезон 1949-1950 гг. организован кружок по изучению краткого курса Истрии ВКП(б), которым охвачен весь творческий состав. Руководит кружком член ВКП(б) Власова, проведено 8 занятий. Закончено изучение трёх глав и автобиографии В.И.Ленина и И.В.Сталина…. Качество занятий, конспекты, готовность к занятиям контролирует директор ансамбля тов. Баяндина» Кроме политзанятий практикуются лекции и доклады для коллектива с приглашением докладчиков и лекторов. Таких докладов и лекций в 1949 году было 13. Для молодёжи, живущей в начале ХХ1 века, покажутся удивительными темы лекций: «35 лет без Ленина, под водительством Сталина по Ленинскому пути», «70 лет со дня рождения Великого Сталина», «Учение товарища Сталина о языкознании», «Моральный облик советского актёра» [7] Руководители коллектива заботились об идейности актёров, их моральном облике, вместе с тем им не удавалось обеспечить их бытовое обустройство. В строчках отчёта за 1949 год зафиксировано: «Хормейстер и педагог по вокалу Буйских с семьёй в 4 человека проживает на кухне одной из коммунальных квартир. Солист и постановщик танцев Петряев с семьёй в 5 человек проживает в частной квартире в 5 кв. м., художественный руководитель ансамбля Борисенко с семьёй в 5 человек второй месяц живёт в гостинице» Из отчёта за 1952 год: «Из 18 человек имеют жильё 5 человек… Три человека: баянист Чечулин, актрисы Гурина У.Я., Сучкова А.С. ведут кочующий образ жизни, сегодня – в театре, завтра – у своих друзей».

За все годы существования ансамбль отличала активная концертная деятельность. В военном 1943 году ансамблем дан 151 концерт, из них 124 – на выезде обслужено 34,9 тысяч зрителей и получено 199,6 тысяч рублей от продажи билетов. В 1949 году показано 60 концертов для детей, …дано 112 концертов , обслужено около 10 000 человек в районах Молотовской области (Ныроб, Чердынь, Барда, Куеда, Оханск, Б.-Уса, Суксун, Орда, П.-Сергинск, Черновское, Чернушка… в области нет ни одного района, где бы он не работал.) За 1956 год было дано 237 концертов, обслужено 40 тысяч зрителей. 135 концертов дано в сельской местности и 42 на лесопредприятиях. В 1957 году с 15 ноября по 29 декабря состоялась поездка в Кизеловский бассейн, за это время было дан 51 концерт, обслужено 11,3 тысячи человек, кассовый сбор составил 62 тысячи рублей. Хорошие отзывы о выступлениях получены в Гремячинске, Березниках, Лысьве. Ансамбль испытывал постоянные проблемы с транспортом. Например, в сезоне 1956-1957 годов имелась автомашина ГАЗ-51, вместимостью не более 20 человек, тогда как творческий коллектив насчитывал около 30 человек, при этом не хватало места для багажа. Машина не была оборудована должным образом, в зимнее время на ней ездить было совсем невозможно. В один из сезонов сорвано 20 выездов. Бывали случаи, когда коллектив был вынужден ходить пешком 20-30 километров, чтобы не сорвать концерт. Помимо концертной деятельности артисты проводили воспитательную работу с населением, проводили читку газет, беседы, выпускали боевые листки. Набрав творческий опыт, они оказывали методическую помощь самодеятельным хорам учительского института. окружного дома учителя, детским садам и школам. Коллектив ансамбля считал себя участником строительства коммунистического общества, приносил большую пользу по культурному обслуживанию трудящихся, как в округе, так и за его пределами. Он гастролировал в Кемеровской, Свердловской, Челябинской, Кировской областях и Алтайском крае. Несмотря на активную выездную работу, ансамбль не всегда справлялся с доведённым планом показа концертов, а также финансовым планом. Много раз в отчётах за разные годы повторяется, что план по зрителю не выполняется из-за маломощности сельских клубов, вмещающих 50-100 человек. Вопросам организации зрителя уделялось немало внимания. Кроме рекламы, объявлений по радио, практиковалось распространение билетов самими артистами непосредственно на предприятиях, учреждениях и колхозах. Однако и при этом нужные результаты не были достигнуты, запланированный сбор с концертов не обеспечивался. За всё время существования профессионального ансамбля его сопровождала высокая текучесть кадров, как среди руководства, так и среди актёрского состава. Иные годы сменялось до 30% творческого состава. Знакомство с сохранившимися личными делами участников ансамбля показывает их широкую географию представительства. На последнем этапе его существования в нём работали выходцы из Перми, Пермской, Свердловской, Саратовской областей, Татарии, Удмуртии. В составе ансамбля в разное время работали такие известные земляки как писатель Анатолий Баяндин, композитор Александр Клещин, балетмейстер Аркадий Лобанов. Высокая текучесть сказывалась на качестве концертов, рабочей дисциплине внутри коллектива. Эти проблемы нашли отражение в отчётах, сохранившихся в архиве: «Многие товарищи не умеют вести себя на сцене, не было организованности и твёрдой дисциплины в исполнении программы… песню и танец недостаточно передать словами и движением, нужно бодрое настроение, на сцене нужно жить.»… «В период гастролей имелись случаи нарушения дисциплины, как то пьянки, отказы от работы, опоздания на занятия без уважительной причины, пререкания с руководящими работниками» [8]. Несмотря на имеющиеся проблемы, коллектив продолжал работать. Он поддерживался и органами власти. Так на заседании исполкома Коми-Пермяцкого окружного совета депутатов трудящихся 11 июля 1959 года рассматриваются мероприятия по дальнейшему развитию литературы и искусства в округе. В их числе предполагалось провести конкурс среди талантливой молодежи самодеятельных коллективов округа и таким образом качественно укрепить творческий состав ансамбля. Ансамбль должен был иметь в репертуаре не менее 50% коми-пермяцких номеров и русских народных песен Прикамья, включить номера, исполняемые на национальных инструментах. Его руководителям предписывалось организовать учёбу и повышение квалификации исполнительского состава. Казалось бы, ансамбль должен иметь будущее. Однако уже 14 августа 1959 принято решение облисполкома за №382 о ликвидации Коми-Пермяцкого национального ансамбля песни и танца. На его основе Распоряжениями окрисполкома №104 от 18 августа 1959 года и 4 сентября 1959 года имущество ансамбля: транспорт, музыкальные инструменты, постановочный и малоценный материал передавались драмтеатру, музыкальной школе, горотделу культуры, её часть передана студентам Ленинградского института театра, музыки и кино [9].

Первый профессиональный ансамбль просуществовал без 3 месяцев 20 лет. Он был создан в предвоенный период, поддерживал боевой дух народа в годы войны, пропагандировал коми-пермяцкое искусство в округе и за его пределами после войны. Каковы истинные причины его ликвидации в 1959 году – ответ на этот вопрос нужно искать в архивах г.Перми. Несмотря ни на что, его существование стало заметным явлением в культуре коми-пермяцкого народа. В ансамбле прошли творческое становление люди, в последствии внёсшие весомый вклад в развитие культуры народа, а через десятилетия заложившие основу нового профессионального ансамбля «Шондiбан».

 Источники:

1. КПОГА, Ф.20, Оп.1, Д.353, Л.219
2. КПОГА, Ф.107, Оп.1, Д.1
3. КПОГА Ф.107, Оп.1. Ф.15, Л.6
4. КПОГА, Ф.107, Оп.1, Д.2, Л.4
5. КПОГА, Ф.107, Оп.1, Д.5, ЛЛ. 32,39
6. КПОГА, Ф.107, Оп. 1, Д.6, Л.35
7. КПОГА, Ф.107, Оп.1, Д.5, Л.43
8. КПОГА,Ф.107, Оп.1, Д.15, ЛЛ.2,18
9. КПОГА, Ф.20, Оп.1, Д696, ЛЛ.172,189

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s