Александр Пятигорский

Родился 30 января 1929 в Москве в семье инженера-сталелитейщика. Великую Отечественную войну провёл в эвакуации в Нижнем Тагиле.

В 1951 году закончил философский факультет МГУ и уехал в Сталинград, куда получил направление его отец. Работал учителем истории в средней школе. В 1956 году начал работать в Институте востоковедения, где с 1957 года его руководителем стал Ю. Н. Рерих. В 1960 году вышла первая книга Пятигорского (в соавторстве). В 1962 году защитил в Институте востоковедения кандидатскую диссертацию на тему «Из истории средневековой тамильской литературы». В 1963 году по приглашению Ю. М. Лотмана участвовал в исследованиях по семиотике, проводившихся в Тартуском университете.

Занимался правозащитной деятельностью. В 1973 году эмигрировал из СССР в ФРГ.

С 1974 года жил в Великобритании. Профессор Лондонского университета. Лауреат премии Андрея Белого (2000) за роман «Вспомнишь странного человека». Создатель первого тамильско-русского словаря (в соавторстве с С. Г. Рудиным). Знаток санскрита и тибетского, переводчик древних индусских и буддийских священных текстов. Написал несколько десятков работ, включая несколько романов.

Выступал с лекциями во многих странах мира. В феврале 2006 года посетил Москву и прочитал цикл лекций по политической философии, выступил с публичной лекцией на тему «Мифология и сознание современного человека», дал несколько интервью в печатных СМИ и на телевидении, выступил на Чтениях памяти Г. П. Щедровицкого, который был его другом.

Снялся в роли магараджи в фильме О. Д. Иоселиани «Охота на бабочек», стал героем латвийского документального фильма У. Тиронса «The Philosopher Escaped» («Философ сбежал», 2005) и фильма В. Балаяна «Чистый воздух твоей Свободы» (2004). Принимал участие в съёмках документального фильма, посвящённого Г. И. Гурджиеву — «Гитлер, Сталин и Гурджиев» (РТР, 2007).

В октябре 2009 года принял участие в съёмках фильма Отара Иоселиани «Шантрапа».

Скончался в своём доме в Лондоне 25 октября 2009 года от сердечного приступа.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%9C%D0%BE%D0%B8%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87

слушать Философия одного переулка http://korolev-petr.livejournal.com/145920.html

Скачать pdf file bookZ_piatigorsky_pereulok 1,2 Mb

18 марта 2013
Источник http://www.svoboda.org/content/article/24928869.html

Свободный философ Пятигорский

Александр Пятигорский
Александр Пятигорский

Опубликовано 09.03.2013 11:37

Не знаю, существует ли какой-нибудь мировой (надмирный?) баланс, где что-то ужасно плохое в одной сфере человеческой жизни уравновешивается чем-то хорошим в другой. Вряд ли. Ведь для этого нужна некая шкала ценностей, мол, вот эта вещь важнее этого, выше, чище, ближе к Абсолюту. А такая шкала предполагает наличие Бога, что сомнительно. Тем не менее, предположим: существуй такая шкала, жизнь и мышление Александра Моисеевича Пятигорского интеллектуально и экзистенциально «перекрыло» бы множество мерзостей и глупостей, творившихся в русской (советской и постсоветской) мысли после Второй мировой. (И не только в русской, надо сказать.) Не «оправдывает», конечно, даже не «объясняет», а именно перекрывает – по какому-то неведомому нам гамбургскому счету. Иными словами, всегда есть выбор – либо «они», либо Пятигорский, который мыслит так, будто «их» никогда и не было.Информационно-аналитический сайт, каким, по большей части, является «свободовский», не место ни для чисто академических рассуждений, ни для задушевных меморий. Оттого перейду к сути дела.Александр Моисеевич Пятигорский (1929-2009) – философвостоковед,писатель. Закончил философский факультет МГУ, работал учителем в сталинградской школе, потом – в Институте востоковедения АН, дружил (и иногда сотрудничал) практическими со всеми главными участниками московской (и не только) интеллектуальной жизни 1950-середины 1970-х, в 1974 году был вынужден эмигрировать, поселился в Великобритании, работал в Школе востоковедения Лондонского университета. В двухтысячные довольно часто приезжал в Россию, где выступал с лекциями. В библиографии Пятигорского – больше дюжины книг на русском и английском (и их переводы на некоторые другие европейские языки, конечно), десятки эссе и статей, множество пространных интервью. Однако его считали, прежде всего, «говорящим философом», да и сам Александр Моисеевич предпочитал сочинению текста разговор с интересными ему собеседниками.То, что мы предлагаем нашим читателям, слушателям, зрителям, подтверждает это представление. Девятого ноября 1974 года в эфир Радио Свобода вышла первая беседа некоего Андрея Михайловича Моисеева о буддизме. Диктор объявила, что Моисеев будет некоторое время заменять заболевшего Леонида Владимирова, который вел передачи на актуальные европейские политические и культурные темы. Замена обернулась постоянной работой: с девятого ноября 1974 года по девятое апреля 1975-го Андрей Михайлович Моисеев прочитал на волнах «Свободы» 22 мини-лекции в рамках цикла «Древние философии мира». За древней последовала европейская философия Нового времени – а потом уже и двадцатый век. По дороге, к концу 1970-х Андрей Михайлович Моисеев превратился в Александра Моисеевича Пятигорского; в те годы на «Свободе» было принято брать псевдонимы, но философ через некоторое время отказался от своего. Имя менялось, но голос был, конечно, тот же – как и манера изложения, как и умение сложнейшие вещи излагать… не то, чтобы просто, но понятно (если, конечно, у слушателя есть желание понимать. Но на иных Пятигорский не рассчитывал).Всего в архиве Радио Свобода – больше ста двадцати записей Александра Пятигорского, из них около сотни – авторские беседы на философские и историко-культурные темы. Моя коллега Ольга Широкова (без которой все начинание было бы невозможным) нашла и систематизировала эти материалы, что сделало возможным придумать настоящий проект. Постепенно, мы будем публиковать философские беседы Пятигорского в звуке, именно как беседы, что сам философ наверняка бы одобрил. Естественно, к аудио мы будем добавлять редкие фото и видеозаписи – по мере того, как будем их находить. Начнем же проект «Свободный философ Пятигорский» с цикла «Древние философии мира». С сегодняшнего дня каждую субботу в рамках рубрики «Предмет разговора» Александр Пятигорский будет рассказывать о Будде, Платоне, «Бхагавад-Гите» и гностиках. Начнем с буддизма.Но перед тем как послушать беседу – видео. Коренной москвич Пятигорский возвращается на Красную площадь. 2003 год, съемки посвященного ему документального фильма «Философ сбежал»(режиссер Улдис Тиронс). Спасибо компании Locomotive Productions, которая любезно согласилась предоставить нам это видео:

Итак, за 29 лет до этого визита на Красную площадь Александр Моисеевич Пятигорский, только что эмигрировавший из СССР начал, под псевдонимом Андрей Михайлович Моисеев, цикл бесед о древних философиях. Первым героем его стал Будда. Та самая беседа от девятого ноября 1974 года.

http://realaudio.rferl.org/RU/manual/2013/03/07/59a4a4f8-33f0-493c-879e-c3c6eb9c3b14.mp3
Александр Пятигорский. Древние философии мира

Авторы проекта готовят очередной выпуск «Свободного философа Пятигорского» к следующей субботе. Следите за обновлениями в разделе «Предмет разговора». Со временем на свободовские беседы Пятигорского об истории философии можно будет подписаться на iTunes.

P.S. Заглавная фотография проекта сделана Петром Серебряным в лондонской квартире Пятигорского в 2006 году.

Метки: философияПятигорский

часть 2 ======================

Опубликовано 16.03.2013 11:22

Пятигорский (тот Пятигорский, которого я знал 15 лет; нисколько не претендую на какое-либо универсальное знание) обожал говорить об истории, особенно – двадцатого века, особенно о Сталине, Гитлере и Черчилле. Одна из его последних книг как раз об этом. Под “историей” Пятигорский имел в виду именно ее политическую разновидность, которая, в его варианте, была опытом философского мышления о недавнем прошлом. При этом, сколько я у Александра Моисеевича ни спрашивал по поводу его концепции, собственно, истории – он всегда уходил от ответа. Один раз я даже задал наглый вопрос, мол, как он себе представляет чисто буддийскую концепцию истории? может ли она вообще существовать? В результате Пятигорский вынудил меня самого ответить на этот вопрос, ответить примитивно, со ссылками на историческую концепцию Толстого в «Войне и мире» — после чего удовлетворенно хмыкнул.

​​Вторая беседа о буддизме, которую мы сейчас предлагаем вашему вниманию (вышла в эфир 16.11.1974, по-прежнему под псевдонимом «Андрей Моисеев»), отчасти намекает на то, отчего разговор о «чистой истории» был с Пятигорским невозможен. Вовсе не потому, что он философ, а не историк; такое соображение глупо принимать в расчет. На свете была (и есть) масса философов, которые – даже если их предметом не является «философия истории» (или, того хуже, «историософия») – имеют свою собственную концепцию истории. Это, в основном, те, кто считает философию профессией. Или те, кто уверен, что философия существует для того, чтобы объяснять всё — в том числе, и историю.

Для Пятигорского философия – совсем иное занятие. Это мышление о произвольных (но интересных лично ему) вещах, однако с одним условием – это должно быть, прежде всего, мышление о собственном мышлении о вещах. О страшной истории XX века он мыслил именно так: как о себе, пережившем ее и думающем о ней. И, конечно, буддизм был одним из объектов мысли Пятигорского (быть может, самым важным, но одним из многих); недаром он неоднократно говорил (ссылаясь на Эдварда Конзе, кажется), что изучать буддийскую философию можно, только если у тебя уже есть некая философская (или даже религиозная) позиция. К примеру, тот же самый Конзе (выдающийся исследователь и популяризатор буддизма в двадцатом веке) был гностиком, что сделало его работы гораздо проницательнее (хотя во многом он явно ошибался – но по-другому не бывает) и убедительнее.

Пятигорский подходит к буддизму как философ с уже сложившейся системой взглядов. Оттого его буддизм отличается от буддизма самих буддистов и от буддизма буддологов. В нижеследующей беседе из архива «Свободы» Пятигорский, излагая первую проповедь Будды, выделяет то, что ему важно как самостоятельному философу. Прежде всего: Будда был «философом для себя», а не «для других». Из этого следует, что каждый, именно каждый, кто начинает философствовать, делает это для себя, а не для окружающих. Цель любого рассуждения — прояснение чего-то для себя (своего сознания).

Для других же, говорит Пятигорский, Будда — врач. Он показывает средство избавиться от страдания; главный способ — следование так называемому Срединному Пути, который определяется как «благородный». Послушайте внимательно, что Пятигорский говорит о вульгарности; философ видит ее в совмещении у так называемых «обычных людей» любви и ненависти. Проявление любви, привязанности у таких людей непременно сопровождается выражением ненависти к чему-то другому. Любовь (одна крайность) существует за счет ненависти (другой крайности). А теперь вспомним российские общественные, литературные, политические споры, где для того, чтобы превознести что-то («X – великий незаслуженно забытый писатель!», к примеру), следует обязательно низвергнуть другое («Уж насколько X. лучше этой знаменитой бездарности Y.!»). Одна вещь без другой, одна крайность без другой в мышлении таких людей просто не существует. «Это метание между положительным и отрицательным, это вечное отстаивание самого себя, согласно Будде, глубоко вульгарно, низко, неблагородно — вне зависимости прав этот человек, или неправ», — говорит Пятигорский.

P.S. Фотография А.М.Пятигорского сделана автором этого текста осенью 2002 года во время философского семинара в замке Звартава (Латвия).

Александр Пятигорский. Древние философии мира-2

http://www.svoboda.org/archive/pyatigorsky/latest/16280/16300.html

Свободный философ Пятигорский Архивный проект. Часть 20

 Свободный философ Пятигорский Архивный проект. Часть 19

 Свободный философ Пятигорский Архивный проект. Часть 18

 Свободный философ Пятигорский Архивный проект. Часть 17

 Свободный философ Пятигорский Архивный проект. Часть 16

 Свободный философ Пятигорский Архивный проект. Часть 15

 Философия одного переулка

Александр Пятигорский читает отрывки из своего романа «Философия одного переулка»: 1) Первое предисловие 2) фрагмент Главы четвертой: Продолжение религиозного воспитания; обрывки разговоров о силе, диалектике и духе 3) фрагмент Главы семнадцатой: Риск

 Свободный философ Пятигорский Архивный проект. Часть 14

 Свободный философ Пятигорский Архивный проект. Часть 13

 Свободный философ Пятигорский Архивный проект. Часть 12

 Свободный философ Пятигорский Архивный проект. Часть 11

 Свободный философ Пятигорский Архивный проект. Часть 10

 Свободный философ Пятигорский Архивный проект. Часть 9

 Свободный философ Пятигорский Архивный проект. Часть 8

 Свободный философ Пятигорский Архивный проект. Часть 7

 Свободный философ Пятигорский Архивный проект. Часть 6

 Свободный философ Пятигорский Архивный проект. Часть 5

 Свободный философ Пятигорский Архивный проект. Часть 4

 Свободный философ Пятигорский Архивный проект. Часть 3а

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s