Коми-пермяцкая пляска «Тупи-тап»

Posted: 2012/08/28 in Uncategorized

Коми-пермяки являются одним из древних уральских народов, преимущественно проживающих на территории современного Пермского края, и относятся к финно-угорской группе народов.
Далеко за пределами Пермского края известна самобытная культура коми-пермяцкого народа — это древняя деревянная скульптура, искусство медно-бронзового литья, получившее название пермский звериный стиль, уникальный календарь народных праздников, обрядов и обычаев. Существует научная литература в которой представлены быт, культура и традиционное искусство коми-пермяков. Есть издания по текстильному орнаменту, по коми-пермяцкому костюму, по песенному и устно-поэтическому творчеству и многое другое. И практически не изученной областью национальной культуры коми-пермяцкого народа остался народный танец.
Поэтому, когда поступило предложение Министерства по делам Коми-Пермяцкого округа, у меня появилась идея написания проекта, который получил название «Сохранение и развитие традиций национальной танцевальной культуры коми-пермяцкого народа», в рамках совместной программы Совета Европы, Европейской комиссии и Министерства Регионального развития РФ национальные меньшинства в России: развитие языков, культуры, СМИ и гражданского общества». Большую помощь в оформлении проекта оказала Галина Хорошева, специалист министерства.
Цель данного проекта – собрать, описать и зафиксировать образцы подлинной, традиционной хореографии коми-пермяков, чтобы сохранить их для будущих поколений и найти достойное применение в современной жизни.
Сразу хочется сказать, что, к сожалению, мы слишком поздно начали эту работу, т.к. из жизни ушло целое поколение людей, носителей данной информации. С этим пришлось столкнуться в фольклорных экспедициях, когда разговаривая с людьми, часто приходилось слышать, что тот или иной человек хорошо плясал и знал пляски, но совсем недавно умер. Так же ушли из жизни известные люди нашего округа, занимавшиеся сбором коми-пермяцкого фольклора, в том числе, и сбором национальной хореографии. Это Андрей Гагарин (12.08.1970г.-29.09.2006г.) — прежний руководитель народного фольклорного ансамбля «Мича асыв» («Ясное утро»), Аркадий Лобанов (8.02.1937г.-16.01.1999г.) — балетмейстер-постановщик, внёсший большой вклад в развитие самодеятельного художественного творчества округа, Александра Бархатова (6.05.1926г.-25.10.2009г.) — балетмейстер Белоевского народного хора, которая впервые поставила на сцене коми-пермяцкий танец. Хочу добавить, что имя Александры Константиновны в наше время незаслуженно забыто, о ее творчестве нет информации. Все эти люди не оставили после себя никаких письменных документов.
Фольклорные экспедиции проходили в августе-сентябре 2010 года. В северных и южных районах округа. Особенно меня интересовал Кочёвский район округа (северный район округа), т.к. там лучше всего сохранились элементы традиционного коми-пермяцкого танца, за счёт его географической удалённости от других районов. Большую помощь в сборе материала оказали участники фольклорного коллектива «Мича асыв», в частности Василий Гагарин и нынешний руководитель Анна Ивановна Теплоухова.
От них я и получила информацию о коми-пермяцкой пляске «Тупи-тап». Интересно само происхождение названия «тупи-тап». Коми-пермяцкому языку свойственны звукоподражания. Так, в древних коми-пермяцких песнях и просто в разговорной речи встречаются различные звукоподражания: «йирки-торки кайыштас» т.е. постукивая поднимется, « чмуки-чмоки окыштас» т.е. поцелует, «дзурки-вирки пырыштас» т.е. зайдёт, в том числе и « тупи-тапи кайыштас» т.е. поднимается или «тупи-тапи йэктыштас» т.е. попляшет. Таким образом, «тупи-тапи» обозначение звуков, издаваемых ногами при ходьбе или пляске. Поэтому я думаю, что это название пришло из древних времён, но оно не обозначало названия конкретной пляски или конкретного движения. Это подтверждают и результаты экспедиции. Все опрашиваемые люди утверждали, что в народе никогда не говорили «давайте йöктыштам тупи-тап» т.е. «давайте спляшем тупи-тап», а говорили просто « ноко, йöктыштам» т.е. «давайте спляшем». А в некоторых районах вообще не слышали такого выражения. И мне думается, что своё название «Тупи-тап» пляска получила уже в наше время, где-то в середине 20 века. Это подтверждает история, рассказанная участниками, старожилами народного хора села Белоево Кудымкарского района. В 1957 году Белоевский народный хор впервые выехал в г.Свердловск на фестиваль самодеятельного народного творчества. Свердловская киностудия снимала киножурнал об этом фестивале. В программе хора была «Девичья коми-пермяцкая пляска» в постановке А.К.Бархатовой, в основе которой лежала народная коми-пермяцкая пляска, основным движением которой были притопы ногами. По словам рассказчиц, во время съёмок кинорежиссёр постоянно восхищался «перетопами» ног танцующих и даже попросил приподнять сарафаны, чтобы заснять их на кинокамеру. Он задал вопрос — откуда такой шаг? Они ему показали и объяснили, а режиссёр предложил назвать этот танец «Тупи-тап». Свою роль в названии этой древней пляски «тупи-тап», мне кажется, сыграл и документальный фильм нашего знаменитого земляка А.Балуева «Тупи-тап», снятый в 1996 году. Я думаю, что благодаря всем этим обстоятельствам наша коми-пермяцкая пляска получила прекрасное название «Тупи-тап».
Пляска «Тупи-тап», исполняется только по кругу друг за другом. Она не имеет определённого музыкального сопровождения и может исполняться под любую плясовую песню, например, «Шорыс кола кылö» («Речка плещется, слыхать») — старинная коми-пермяцкая песня, исполняемая в селе Большая Коча, либо просто под ритмическое сопровождение шумовых инструментов ( пу-барабан, заслонку, буксан и др.).
Интересно пишет об этом П.И.Чисталев в своей книге «Коми народные музыкальные инструменты»: «Гырничьяс» (коми-перм.) — глиняные горшки представляют набор ударяемых сосудов, состоящий из трёх-пяти горшков различных по величине и высоте звука.
Один из старейших кудымкарских музыкантов Г.Н.Бурдин рассказывает:
«-У нас в деревне Гырчиговой жил Гырнич Иван. Ещё от старых людей у него остались три горшочка: маленький, побольше и ещё больше. Они были вылеплены вручную. Мелодия выбивалась в виде барабанной дроби, двумя молоточками из дерева то по одному, то по другому, то по третьему — получались разные звуки, дроби. Под эту дробь можно было плясать, и когда-то в старину деревенские девушки плясали».
Этнограф Л.С.Грибова отметила другой способ игры на горшках: брали хорошо звучащий горшок в руки и отбивали ладонями рук по стенкам горшка различные ритмы». (Чисталёв П.И. «Коми народные инструменты» 1984г. стр.12*).
«Вот что сообщил нам коми-пермяцкий писатель В.В.Климов: «Раньше коми-пермяки очень бурно проводили игрища (рождественские), а так же вечера на помочах. Если надо было играть для пляски, пермяки приспосабливали для игры разного рода предметы домашнего обихода, как-то: заслонку, горшки, деревянные ложки, сито или лукошко, зыбку (люльку), столешницу и др.., сопровождая «музыку» пением «та-та-ра-ра» и т.д…Я слышал от старожилов, что в давние времена коми-пермяки интересно играли и на скалках, но каким образом – не знаю». (там же стр. 16*)
Для аккомпанемента танцующими широко использовались пэляны – любимый инструмент коми-пермячек. Подробно об этом инструменте можно прочитать в книге А.Клещина «Коми-Пермяцкие народные песни»:
«Коми-пермяцкий музыкальный инструмент пэляны издавна бытует в Коми крае. Этот инструмент обычно делается из растений, которые в народе принято называть пиканами. Пиканы (сныть) относятся к зонтичным травянистым растениям.
Обычно эта трава летом подсыхает на корню, а осенью срезается для дудок, затем дудки настраиваются. По рассказам дудочниц, настройка происходит путём срезания дудки ножом или зубами. Чаще всего, пэляны (дудки) срезаются во время сенокоса и поздней осенью.
Подобно древнегреческой многоствольной «флейте Пана» и южнорусским «кугиклам» (Курской и Брянской областей) коми-пермяцкие пэляны представляют собой набор дудочек различной величины. Каждая дудочка издаёт только один звук и не содержит пальцевых отверстий. Это один из древнейших музыкальных инструментов». (А.Клещин «Коми-Пермяцкие народные песни» стр. 31** ).
Плясали также и под гармонь. Но не в каждой деревне был свой гармонист. Поэтому пэляны и шумовые инструменты как аккомпанирующие элементы использовались чаще.
Пляску могут начинать один или несколько человек, постепенно образуя общий круг. Танцующие могут поворачиваться в пары лицом друг к другу, сохраняя круг как основной рисунок танца. Во время движения по кругу, в центр могут выходить сольные пары и исполнять сольные движения. Двигаясь по кругу, танцующие могут делать многочисленные повороты на одном месте и в продвижении на простых переступаниях ног или приступке. По кругу может исполняться и «шен», что подтверждает наблюдение российского этнографа и филолога Николая Рогова :
«Пляски заводятся обыкновенно Пермяками на частных праздниках, о святках, на маслянице, на помочах, супрядках и часто на свадьбах. Их не много, всего три: две народныя и одна перенятая у Русских, которая впрочем исполняется весьма дурно.
Вот обращик народной пляски.
Одна или две девушки встают и начинают бегать, одна за другой кругом по избе; к ним присоединяются постепенно прочие любители пляски: девки, холостые и женатые парни, составляется таким образом круг, который — или весь движется в одну сторону, или одна его половина устремляется на встречу другой, в переплет.
В обоих случаях все бегают довольно скоро, небольшим мерным шагом, слегка подергивают плечами, помахивают руками, припрыгивают, стучат ногами; а бойкие полногрудые девки, выдавши вперед грудь, склонивши на сторону голову, под такт пляски и песни подмигивают молодым мужчинам. Пляшут всего чаще припевая одну из нижеследующих песен под звуки балалайки и гармоники, или же дудки (полян), сделанной из травяного стебля». (Н.Рогов, «Материалы для описания быта пермяков», изд. 1860г, переиздано в 2008г, стр. 134***).
Еще одно интересное описание есть у В.Хлопина : «Вообще Пермяки любят поесть и попить до упаду. Сначала благочинное собрание гостей под конец делается сущим шабашем. Нестройные разговоры превращаются в сущий крик. Русские приветствия, свойственные одним мужикам, соединяются с самыми чувствительными и забавными изъявлениями дружбы, обниманиями и целованиями. В минуты полного разгула появляется доморощенная музыка — гудки, сопелки, гармоника, балалайка, а за неимением их, сковороды, туесья, кадочки, словом всё, что может произвести шум и треск. Тогда-то начинается настоящая потеха. Песни и танцы непременная принадлежность веселья. Песни заимствованы почти все от русских; древние же пермяцкие забыты, и немногие из стариков помнят их. Танцы пермячек довольно оригинальны. Танцорки становятся группами, одне против других, начинают танцы в один такт, сначала тихо и мерно, а потом сильно притопывают каблуками своих башмаков. Стуку много, а толку мало». (В.Хлопин «Несколько слов о пермяках» 1847 год, журнал «Московитянин» часть 1-я с.201-216.****)
Этой пляске свойственна полиритмичность, но ритмическую основу составляет ритм, когда-то выбиваемый пастухами на пу-барабане при выгоне коров по утрам на пастбище. Пу-барабан — в переводе с коми-пермяцкого деревянный барабан. Это деревянная дощечка, которая подвешивается через плечо на верёвку и по ней ударяют деревянными палочками. П.И Чисталев так описывает использование этого инструмента: «Пу-барабан употреблялся в быту в основном как инструмент сигнально-оповещательной и охранительной функции. В летнее время ранним утром из конца в конец деревни проходил профессиональный пастух и своими сигналами – гулкими ударами о барабан – оповещал хозяек о наступившей поре выгона скота…. Пастух Е.М.Балуев из деревни Отопково Кочёвского района Коми-Пермяцкого автономного округа нам рассказывал: «Коровы-то слушают, привыкли уже; другие «ту-ту-ту» играют на дудках, а у нас — барабан. В лесу потом ещё играешь, чтобы медведь не вышел, чтобы он боялся». (Чисталёв П.И. «Коми народные инструменты» 1984г. стр.7-10*).
Вообще «тупи-тап» имеет импровизационный характер, но при этом есть определённый набор основных «переборов» ногами. Это подтверждает и описание движения коми-пермяцкого танца у П.И. Чисталева: «Чипсанистки и пэлянистки предпочитают играть стоя, — по их словам, так играть легче. При этом они выстраиваются в ряд, а при пляске – ходят цепочкой по кругу, выбивая ногами ровные ритмические фигуры с акцентом на одну ногу». (Чисталев П.И.там же, стр.57*), а также и результаты нашей фольклорной экспедиции.
Вот основные движения ног, которые можно выделить (записано в селе Большая Коча, Кочевского района):
— Тройной шаг с акцентом на одну ногу, исполняется постоянно с одной ноги.
Исходное положение – шестая позиция ног. Музыкальный размер — 2/4
«Раз» — шаг с акцентированным ударом всей стопой вперед правой
ногой, одновременно выполняя небольшое приседание на обеих
ногах.
«И» — шаги с ударами всей стопой правой и левой ногой вперед, чуть
приподнимаясь вверх, но сохраняя приседание.
«Два-И» — повторить все на «Раз-И»
В этом движении тяжесть корпуса находится все время на левой ноге. Если движение исполняется с левой ноги, то тяжесть корпуса находится все время на правой ноге.
— «Приступка» — притоп на месте или в продвижении в любом направлении, с акцентированным приступанием на одну ногу.
Исходное положение – шестая позиция ног. Музыкальный размер — 2/4
Затакт — левая нога приподнимается невысоко от пола с сокращенной
стопой
«Раз» — опускаем левую ногу с акцентированным ударом всей стопой в
пол, одновременно выполняя небольшое приседание на левой
ноге, а правая нога отрывается невысоко от пола с
сокращенной стопой,
«И» — опускаем правую ногу с ударом всей стопой в пол, одновременно
чуть приподнимаясь вверх на правой ноге, но сохраняя
приседание, а левая нога отрывается невысоко от пола с
сокращенной стопой.
«Два-И» — повторить все на «Раз-И»
Движение также исполняется и с другой ноги. Существует вариант исполнения движения с ударами на «И» не всей стопой, а каблуком.

— Скользящий ход по 16-ым.
Исходное положение – шестая позиция ног. Музыкальный размер — 2/4
«Раз» — шаги правой, затем левой ногой почти не отрывая их от пола
короткими скользящими движениями, сохраняя небольшое
приседание.
«и» — повторить движения на «Раз»
«Два-И» — повторить движения на «Раз-И»
Движение исполняется с продвижением вперед, зигзагом и в повороте вокруг себя. При исполнении этого движения корпус исполнителя движется плавно и согласованно с направлением движения ног.

— Шаркающий ход, при шаге одной ногой другая нога шаркает по полу каблуком или всей стопой.
Исходное положение – шестая позиция ног. Музыкальный размер — 2/4
«Раз» — шагнуть вперед правой ногой, одновременно левая нога
отрывается от пола.
«И» — задеть каблуком левой ноги об пол и провести вперед.
«Два» — шагнуть левой ногой вперед, правая нога отрывается от пола.
«И» — задеть каблуком правой ноги об пол и провести вперед.
Существует вариант исполнения движения с шарканием на «И» не каблуком, а всей стопой.

— «Оча кок», соскоки с выносом ноги в невыворотную 4-ю позицию с отбрасыванием одной ноги от колена невысоко назад. Это движение исполняется в паре лицом друг к другу или несколькими исполнителями в центр круга.
Исходное положение – шестая позиция ног. Музыкальный размер — 2/4
Затакт – правая нога приподнимается от колена назад не высоко над полом
со свободной стопой, левая нога выполняет небольшое
приседание.
«Раз» — соскок на две ноги, правая нога выносится вперед в 4-ю позицию,
тяжесть корпуса остается на левой ноге, сохраняется
небольшое приседание на обеих ногах.
«И» — соскок на правую ногу с проскальзыванием назад, левая нога
отбрасывается от колена назад не высоко над полом
со свободной стопой, правая нога сохраняет небольшое
приседание.
«Два» — соскок на две ноги, левая нога выносится вперед в 4-ю позицию,
тяжесть корпуса остается на правой ноге, сохраняется
небольшое приседание на обеих ногах.

«И» — соскок на левую ногу с проскальзыванием назад, правая нога
отбрасывается от колена назад не высоко над полом
со свободной стопой, левая нога сохраняет небольшое
приседание.
Движение исполняется на одном месте без продвижения. Может повторяться несколько раз подряд.

— «Приглашение», притопы ногами в пол с резким наклоном корпуса вперёд и отбрасыванием ног от колена назад со свободной стопой.
Исходное положение – шестая позиция ног. Музыкальный размер — 2/4
«Раз» — упасть на правую ногу с ударом всей стопой, корпус резко
наклоняется вперед, левая нога отбрасывается от колена назад
со свободной стопой.
«И» — упасть на левую ногу с ударом всей стопой, корпус сохраняет
наклон вперед, правая нога отбрасывается от колена назад
со свободной стопой.
«Два» — повторить движения на «Раз»
«И» — левую ногу с ударом приставляем в исходное положение, корпус
выпрямляется, колени вытягиваются.
Количество ударов в пол может варьироваться на 1 такт или 1.5 такта ( от трёх до пяти притопов).

Все эти движения исполняются почти не отрывая ног от пола и на постоянном приседании. Нет деления на мужские и женские движения. В этой пляске не берутся за руки: ни в паре, ни в общем круговом рисунке. Характерная черта пляски «Тупи тап» — это наложение ритмических рисунков один на другой. Каждый танцующий, импровизируя, исполняет свою индивидуальную ритмическую партию. В целом получается богатое, полиритмическое звучание.
Манера исполнения основных движений у женщин очень мягкая, рессорная. Всё тело работает вместе с ногами, как бы подчиняясь движению и ритму ног, всё время покачиваясь вверх-вниз.
У мужчин манера исполнения более жёсткая, прыгающая, чем-то напоминающая повадки тетерева или глухаря. Здесь свою роль сыграли условия жизни рядом с лесом, природой. Хотя некоторые опрашиваемые отмечают, что манера исполнения мужчин и женщин мало чем отличалась.
В пляске руки, как правило, опущены вдоль тела и чуть отведены в стороны, при движении они плавно переходят из стороны в сторону перед корпусом, в такт движению тела. Руки никогда высоко не поднимались, т.к. «…подмышки показывать срамно…». Но мужчины могли поднимать руки чуть выше женщин, т.е. руки сгибались в локте и кисть руки оказывается чуть выше плеча. Кисти рук открыты, только пальцы могут быть чуть-чуть присогнуты, а объясняют это тем, что «…мы люди открытые, ничего не утаиваем…».
Анализируя материалы, собранные в фольклорных экспедициях, можно сделать вывод, что в разных деревнях одного и того же района одни и те же движения пляски могут исполняться совершенно по-разному, а в некоторых деревнях встречаются движения, которые отсутствуют в других.
Так в деревне Кукушка Кочёвского района (северный район округа) мы увидели движения, напоминающие па-де-баск с тройным притопом. А так же тройные притопы, но исполняемые с двух ног, тоже почти не отрывая ног от пола.
В Юсьвинском и некоторых местах Кудымкарского района (южные районы округа) сохранились лишь некоторые, основные движения ног, а манера исполнения отличается более высоким подниманием ног от пола.
Но все эти различия вписываются в единую культуру исполнения коми-пермяцкой пляски, которую описывают жительницы разных районов.
Анфёрова О.Е. (1932 г.р.) и Гуляева А.Н. (1929 г.р.) из деревни Парфёново Кудымкарского района так охарактеризовали танец своих бабушек «…по кругу плясали, как уточки плывут. Пляшут их не слышно, все движения у них плавные…» Похожую характеристику дала Бражкина Р. В. Село Белоево, про танец своей мамы «…Как павушка плывёт, на одном движении (приступка) целый круг пройдёт, не шелохнётся, руками не махнёт…». В Белоевском районе есть слово «сьерэтны», т.е. «звучит перебором», которое даёт схожую характеристику ритмического исполнения основных движений ног, записанных в Кочевском районе.
Воробьёва Елена Юрьевна, г.Кудымкар, балетмейстер Коми-Пермяцкого ансамбля песни и танца «Шондiбан», лауреат конкурса балетмейстерских работ им. Хельми Мальми.

Использованная литература:
*Чисталёв П.И. «Коми народные музыкальные инструменты», Сыктывкар, Коми книжное издательство, 1984г. Из библиотеки Коми-Пермяцкого краеведческого музея им. П.И.Субботина-Пермяка.
** А.Клещин «Коми-Пермяцкие народные песни», второе издание, дополненное, Кудымкар, Коми-Пермяцкое книжное издательство 1995г.
***Николай Рогов «Материалы для описания быта пермяков» М., 1860г. Кудымкар, Коми-Пермяцкое книжное издательство, Пермь издательский дом «Типография купца Тарасова» переиздание 2008г.
****В.Хлопин «Несколько слов о пермяках» 1847 год, журнал «Московитянин» часть 1-я с.201-216. Из фондов Коми-Пермяцкого краеведческого музея им. П.И.Субботина-Пермяка.

Реклама
- комментарии
  1. AnnaSuperEr:

    Фрукты должны статьчастыми гостями на столе у полных людей.

    Употребляя постоянно фрукты в свежем виде, вы сможете улучшить свое пищеварение, тем самым очищая организм и снижая вес. Идеальные фрукты для снижения веса кислые сорта яблок и грейпфрут.

    Если вы решили воспользоваться фруктовой диетой, то вам следует знать читать далее

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s